изображение_2023-04-13_105527980.png  Родился в I-Ольтехском наслеге Усть-Алданского улуса в местности Дьампы 2 февраля 1915 г. в многодетной крестьянской семье. Он вырос и становился, как и другие представители передовой молодежи того времени, активным комсомольцем наслега. С юношеских лет Федот Егорович был прекрасным агитатором и пропагандистом, обладал природным даром оратора с хорошей дикцией, чем привлекал любого слушателя от школьника до престарелого.Федот Егорович учился в Бахсытской начальной школе крестьянской молодежи. Отличался среди учащихся старанием в учебе. Об этом свидетельствуют воспоминания многих его друзей и товарищей.  В 1937-1940 гг. учился на историческом отделении Якутского педфака, позже ставшем учительским институтом. Но, к сожалению, Федоту Егоровичу не пришлось долго учительствовать: он был призван в ряды Красной Армии. Примерно через год после окончания военного обучения на сборном пункте г. Иркутска вернулся по состоянию здоровья.По направлению Наркомпроса работал в различных школах улуса. Его педстаж - 40 лет. В 1934-1937 гг. учительствовал в Дьампынской начальной школе крестьянской молодежи, т.е. в первом образовательном учреждении Ольтехского наслега. Федот Егорович работал учителем истории и географии, военного дела и физкультуры, начальных классов, директором и завучем в Мюрюнской, Орто-Эбянской, Курбусахской и Бэйдигинской школах (1940-1970); в последние годы педагогической деятельности - воспитателем интерната.

  Педагогическим кредо Федота Егоровича все годы являлась мысль великого русского педагога К.Д. Ушинского: “Повторение - мать учения”. Он прекрасно умел на каждом уроке проводить повторение материала, пройденного в любое время учебного года, всегда находил связь давно пройденной темы с сегодняшней. Тем самым добивался прочного усвоения изучаемого материала за весь учебный год. “Мы учились по его предметам на “отлично” и “хорошо”, - вспоминают многие его ученики. У него учились дедушки, бабушки ныне уже пожилых людей с большим жизненным и трудовым опытом, которые вспоминают о Федоте Егоровиче с большой душевной теплотой и с гордостью отмечают, что учились у учителя редчайшего таланта и доброты, требовательного друга и товарища.

изображение_2023-04-13_105710678.png

   Родилась в 1921 г. в I-Ельтехском наслеге Усть-Алданского района в бедной крестьянской семье. Окончила Якутское педагогическое училище в 1941 г.

  Ее педагогическая деятельность началась в 1941 г. в качестве заведующего школой. Как активистка, комсомолка занималась шитьем и сбором теплых вещей для фронта, организацией добровольного коллективного труда взрослых и детей.Работала в Орто-Эбянской, Томторской школах, стала ведущим учителем по методике преподавания в начальных классах.В Мюрюнской школе была завучем начальных классов, добивалась обучения без второгодников, много сил и времени отдавала работе с отстающими. Как правило, ее уроки проводились на высоком методическом уровне.Учитывая в своей работе возрастные особенности, индивидуальное развитие каждого ребенка, Евдокия Михайловна умела вести задушевные разговоры, беседы как с учениками, так и с родителями.Огромное значение придавала ведению разных видов внеклассной работы. Она вела кружок изо, вязания, шитья, организовала танцевальный кружок, где обучала танцам разных народов Советского Союза. Постоянно выступала с обобщением опыта перед коллегами в улусе.В числе лучших учителей республики ездила на ВДНХ в г. Москву. Активный коммунист, агитатор, она вела большую работу среди населения, выступала инициатором и организатором многих общественных дел и начинаний.В 1961-1962 г. начала работать в Курбусахской школе-интернате, где воспитывались дети из разных уголков Якутии с трудными судьбами, а порой и с трагическими обстоятельствами в жизни. Среди них было много трудновоспитуемых, детей-круглых сирот и из неполных семей.Много сил, времени, человеческой заботы, стараний она отдавала работе с воспитанниками, находила с ними общий язык. Ей они раскрывали порой то, о чем ни с кем не говорили. Ее собственный дом стал домашним очагом для многих учеников, где они были окружены уютом, человеческим теплом, пониманием и отзывчивостью.

  Награждена медалями “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”, “За трудовое отличие”, юбилейными медалями.


изображение_2023-04-13_110107865.png

   Родился в 1911 г. во II-Олтехском наслеге Усть-Алданского улуса. В 1941 г. окончил естественный факультет Якутского учительского института. Педагогический стаж - 46 лет. Начал учительскую деятельность после окончания семилетней школы в 1929 г.Работая директором Намской школы (1931 -32 гг.), организовал кружок по изучению родного края, основал музей (200 экспонатов), что в значительной степени помогало учителям начальных классов, биологии и географии.Работал инспектором РОНО, а с 1933г. по 1938 г. - директор Томторской школы для колхозной молодёжи родного улуса, затем - Тюнгюлюнской семилетней школы. В 1941 г. направлен заведующим учебной частью Казачинской школы Усть-Янского района.В Мюрюнской школе преподавал биологию и географию. Основой методики Георгия Васильевича было привлечение дополнительной литературы, расширение кругозора учащихся. Уроки проводил на высоком интеллектуальном уровне, всячески поддерживал стремление детей к познанию мира, добивался их самообразования, систематически учил конспектированию, умению делать выводы, умозаключения, увязывая теоретический материал с жизнью, современными достижениями и событиями.Он известен как исследователь природных богатств, особенностей родного края, вносил дельные предложения по использованию природных ресурсов, охране природы.

  При активном участии Георгия Васильевича в школе был создан кабинет биологии, разработан опытнический участок с теплицами.Георгий Васильевич был замечательным педагогом-пропагандистом, просветителем, библиографом. Он собрал огромную личную библиотеку.В свое время был выдающимся спортсменом, занимался национальными прыжками, считался одним из сильнейших прыгунов республики.Награжден Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета Я АССР.

изображение_2023-04-13_110348498.png

     Родилась 8 июля 1946 г. во II-Ольтекском наслеге Усть-Алданского района. В 1965 г. окончила дошкольное отделение Якутского педагогического училища.По окончании учёбы была направлена в свое родное село Орто-Эбя Усть-Алданского района открывать новый детский сад на 25 мест, где проработала заведующей 4 года.Желание познания нового в работе с детьми, в управлении коллективом заставляет её задуматься о продолжении образования. В 1969 г. она достигает своей заветной цели и становится студенткой одного из престижных вузов Москвы. Пять лет учебы в Москве были самыми светлыми, прекрасными, и она вправе гордиться тем, что училась у таких великих педагогов-психологов, как Л.А. Венгер, В.И. Ядешко и других. 

    В 1974 г. выпускница дошкольного факультета Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина приезжает в родную Якутию и становится преподавателем методики развития речи в Якутском педагогическом училище №2.М.Н. Саввина как преподаватель в совершенстве владеет содержанием учебных предметов, находится в постоянном поиске наиболее эффективных форм и методов обучения, прививает студентам прочные и глубокие знания, формирует умения и навыки, что подтверждается на практике. В её педагогическом багаже уроки-лекции, семинары, деловые игры, КВН, практикумы, уроки творчества студентов.Ею разработаны полные учебно-методические комплексы по каждой теме своего предмета. Опыт и талант педагога она показала на конкурсе "Учитель года-92" среди ССУЗов республики, где заняла 2 место. Она разработала новые действующие учебные программы: "Якутские национальные игры в детском саду и школе", "Воспитатель в логопедических группах", "Обучение грамоте детей дошкольного возраста". М.Н. Саввина – участник многих методических мероприятий училища, города и республики, Дальневосточной зоны, ИПКРО. Как методист постоянно помогает базовым дошкольным учреждениям г. Якутска. Она автор методических пособий для якутских детских садов: "Дидактические игры и упражнения для детей 6 лет", "Ознакомление с окружающей жизнью и развитие речи детей", "Обучение чтению и подготовка к письму ребенка". Является соавтором методического пособия "Ознакомление дошкольников с Якутией". М.Н. Саввина пользуется уважением в коллективе, ряд лет с самоотдачей руководила работой профкома педучилища, избиралась депутатом Октябрьского райсовета г. Якутска II созыва.

изображение_2023-04-13_110615260.png

    Родилась 5 января 1956 г. в Ольтёхском наслеге Усть-Алданского района. В 1981 г. окончила физический факультет Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова. В данной школе работает с окончания университета.Зоя Петровна - творчески работающий учитель, отлично владеет методикой преподавания своего предмета.Уроки Зои Петровны отличаются чёткой организацией по этапам, практической направленностью, разнообразием методов и приёмов усвоения и закрепления изученного материала. Развивает у учащихся мыслительную активность, самостоятельность и творчество. Учащиеся демонстрируют глубокие и прочные знания, добиваются высоких результатов на улусных олимпиадах по физике, ЕГЭ. Многие выпускники успешно обучаются в вузах республики, за её пределами.

  В своей работе особое внимание уделяет осуществлению тесной связи с родителями и учителем, формированию трудовых навыков, профессиональной ориентации, организации работы по пропаганде здорового образа жизни, укреплению материально-технической базы кабинета. Развивает интерес учащихся к техническому творчеству, научно-исследовательской работе, внеурочной деятельности. Ведёт кружки «Чудо-шашки», технического творчества «Эврика», где у детей раскрываются такие качества, как трудолюбие, терпение, целеустремлённость, умение анализировать ситуации не только в игре, но и в жизни.

  Её учащиеся - лауреаты и дипломанты улусных, региональных, республиканских соревнований по шашкам, техническому творчеству. Одной из важнейших сторон деятельности учителя является руководство исследовательской деятельностью учащихся. Зоя Петровна помогает учащимся в постановке проблем и выборе темы исследования, в организации эксперимента и анализе полученных данных, в написании доклада и подготовке к выступлениям. Ежегодно работы учащихся занимают призовые места. С докладами «Бесступенчатая коробка передач», «Сенокосно-сушильный комбайн» Бочкарев Вася в республиканской НПК «Шаг в будущее» стал лауреатом и получил приглашение продолжить учебу в Российском химико-техническом университете им. Д.И. Менделеева в г. Москва.Широко распространяет опыт своей работы на улусном и республиканском уровнях в форме докладов, выступлений, авторских семинаров. Она автор программ «Организация досуга подростков посредством организации технического кружка», «Организация НИР учащихся по предметам политехнического цикла».  Зоя Петровна является победителем номинации «Творчески работающий руководитель» в республиканском конкурсе руководителей технического кружка.


изображение_2023-04-13_111611837.png

   Родилась 15 апреля 1943 г. в Дюпсюнском наслеге Усть-Алданского района. В 1963 г. окончила педагогические курсы в с. Борогонцы Усть-Алданского района. Трудовую деятельность начала в с. Окоемовка Курбусахского наслега учителем начальных классов. Помимо того, что учила детей в школе, в ее обязанности входила и ликвидация безграмотности населения. В 1965 г. была направлена в Арылахскую начальную школу Усть-Алданского района, где непрерывно проработала 38 лет.За годы работы Варвара Николаевна показала себя трудолюбивым, ответственным, требовательным, талантливым педагогом. Варвара Николаевна в 1966 г. была назначена заведующей Арылахской начальной школой, в дальнейшем переименованной в Орто-Эбэнскую основную школу. За годы своей работы проводила систематическую работу по укреплению, обогащению материально-технической базы школы. В 1990 г. под ее руководством «народным способом» был введен объект нового здания типовой школы. Это были годы настоящего социального партнерства с родителями, выпускниками, организациями.

  Многие годы она руководила методическим объединением школы. Большое внимание уделяла развитию творческих способностей учащихся, вела литературный кружок, постоянно проводила тематические вечера. А также Варвара Николаевна организовала поисковую работу для увековечения памяти участников Великой Отечественной войны и ветеранов тыла. Фонд школьного музея обогащен благодаря материалам, собранным Варварой Николаевной. Как классный руководитель большое внимание уделяла воспитанию человечности, гражданственности, активной жизненной позиции. Умело осуществляла индивидуальный подход с учетом психолого-возрастных особенностей учеников. Многие из учеников Варвары Николаевны стали учителями, со многими из них она проработала вместе в родной школе.Она вела активную общественную работу среди молодежи села, избиралась депутатом сельского совета, членом товарищеского суда, председателем женского совета и председателем избирательного участка. И сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, не прерывает связь с родной школой, помогает в исследовательской работе учащихся и учителей. Заслуженно пользуется глубоким уважением выпускников, односельчан, коллег по профессии.

  За плодотворный творческий труд Варвара Николаевна награждена знаками «Отличник образования РС(Я)», «Почетный ветеран системы образования РС(Я)», «Учитель учителей РС(Я)», «Почетный гражданин Ольтехского наслега», Почетными грамотами Министерства образования РС(Я) и РФ.

изображение_2023-04-13_112155223.png

  Родилась 7 августа 1952 г. в с. Соттинцы Усть-Алданского-района в многодетной семье крестьянина-колхозника. После окончания Соттинской неполной средней школы им. Сергея Васильева-Борогонского поступила в ЯПУ-1 и окончила в 1973 г. с дипломом учителя начальных классов.В этом же году начала педагогическую деятельность в Бейдигинской средней школе. С тех пор бессменно работала в этой школе. Примечательно то, что из её выпускников более 50 человек стали учителями различных профилей, увлеченные этой профессией еще с начальных классов. Ее большая материнская душа, жизненная мудрость, огромный педагогический опыт и безграничная любовь к детям вселяют в душу каждого оптимизм и веру в себя в школьной жизни и в будущем.Пелагея Ивановна - яркая личность с разносторонним талантом и умением доброжелательного общения с коллегами по работе и с родителями. Обобщая многолетний опыт работы с родителями, Пелагея Ивановна опубликовала в улусной газете «»»»»»»Мүрү саһарҕата» методическую статью «Саҥа ньымалары туһанан».Она активно распространяла свой многолетний опыт через публикации в газетах. Выступала на кустовых и региональных семинарах по темам «Возрастные особенности детей сельских начальных классов», «Трудовое обучение в начальных классах на традиционном укладе жизни села», «Саха фольклоругар куруһуок оруола» и др.  Пелагея Ивановна, как многоопытный педагог, находясь в составе инспекторской, методической комиссии управления образования улуса, участвовала в проверках работы учителей начальных классов КМО и, отмечая успехи и достижения своих коллег, опубликовала методическую статью о внедрении системы Л.В. Занкова, направленной на интеллектуальное развитие учащихся.

  Пелагея Ивановна является одной из деятельных общественниц наслега, активный участник художественной самодеятельности и общественного движения женщин села. Организатор многих массовых мероприятий среди детского, учительского коллективов, общественных организаций села и наслега. Была агитатором и лектором в агитзонах, на животноводческих фермах, в сенозаготовительных звеньях совхоза, комсоргом в педколлективе, начальником агитзон, руководителем методического объединения учителей начальных классов.  Пелагея Ивановна награждена почетными грамотами Министерства образования РС(Я), ИПКРО, РОНО, улуса, наслега, школы, РК ВЛКСМ, РК КПСС, РК профсоюза работников образования, районного отдела культуры.


изображение_2023-04-13_112417383.png

   Родилась 13 июля 1959 г. в с. Танда Усть-Алданского района. В 1978 г. окончила Вилюйское педагогическое училище им. Н.Г. Чернышевского, в 1985 г. - факультет педагогики и методики начального обучения Магаданского государственного педагогического института.Педагогическую деятельность начала в 1978 г. в с. Бейдинга Усть-Алданского улуса. С 1988 г. работает в Курбусахской средней школе учительницей начальных классов. Общий педагогический стаж - 37 лет.Маргарита Прокопьевна - одна из ведущих, творчески работающих учителей школы, улуса. Её основными профессиональными качествами являются требовательность к себе, системность, творческий подход к делу, педагогический такт, высокая внутренняя культура, комплексный подход к решению задач учебно-воспитательного процесса.  Маргарита Прокопьевна одной из первых в районе создала технически оснащенный кабинет начального обучения. Внедряет в практику новые педагогические технологии, наиболее эффективным для обучения считает коллективный способ обучения и развивающее обучение.Как классный руководитель ведет воспитательную работу по своей программе “С книгой по жизни”, ведет кружки по интересам “Юный книголюб”, “Логика”. Класс ежегодно пополняет “портфолио” новыми достижениями. Маргарита Прокопьевна работает над проблемной темой “Системно-целевой подход к воспитательной деятельности”. Разработала программу развития классного коллектива “Ручеек”, программы кружков “Юный книголюб” (1 -4 кл.), “Золотая нитка” (1-4 кл.), методическое пособие «Ааҕыыга уһуйар үлэ керуҥнэрэ», дидактические материалы к урокам родного языка, справочное пособие по якутскому и русскому языкам (2-4 кл.), читательский дневник для учащихся 1 класса. Она является соавтором книг “Дэгиттэр талаан”, “Истиҥ өйдөбүл” (серия “Учуутал убайым”), является соавторам трёх программ: “Речевая культура”, “Программа по интегративному обучению языкам в начальных классах”, “Мир и человек”.Более десяти лет М.П. Егорова возглавляла методическое объединение «Родник» учителей начальных классов в школе. Как руководитель методического объединения сумела создать коллектив, способный на активное внедрение инноваций в образовательный процесс.

  За плодотворную работу в системе образования, успехи в воспитании и обучении подрастающего поколения награждена Почетной грамотой МО РС(Я); дипломом лауреата республиканского интернет-конкурса «Учитель ученических признаний 2010 года»; дипломом VII-й всероссийской педагогической видеоконференции по теме «Методические рекомендации по разработке программы развития образовательного учреждения», 2011 г.

изображение_2023-04-13_113110537.png

  Родилась 31 августа 1944 г. в с. Джилинда Оленекского улуса ЯАССР. В 1968 г. окончила Якутское педагогическое училище №2. Педагогическую деятельность начала в 1963 г. старшей пионервожатой Кобяйской средней школы Кобяй-ского улуса. С 1968 г. работала воспитателем детского сада с. Кобяй, заведующей и воспитателем Ниджилинского интерната в с. Чагда, в 1969-1977 гг. - заведующая детсадом с. Ситта Кобяйского улуса. С 1977 по 1980 гг. - заведующая детсадом с. Кептени Усть-Алданского улуса. В 1980-1997 гг. работала воспитателем интерната Бейдигинской средней общеобразовательной школы. Трудовой педагогический стаж - 34 года.Ольга Афанасьевна - воспитатель высокой квалификации, проявила себя как знающий и любящий свое дело педагог. С первых лет работы она показала себя ответственным, трудолюбивым, инициативным и творческим работником. В годы работы Ольги Афанасьевны заведующей Ситтинским детсадом по результатам тематических и фронтальных проверок коллектив признан лучшим в улусе.Воспитатели прошли краткосрочные и фронтальные курсы повышения квалификации. На базе накопленных учебно-наглядных и дидактических материалов, конспектов открытых занятий, методических докладов и бесед для родителей, сценариев различных праздников к знаменательным датам, приобретенной методической литературы по дошкольному воспитанию, создан один из первых методических кабинетов, отвечающих современным требованиям. Ольга Афанасьевна обращала особое внимание на качественную подготовку детей к школе. Воспитатели усердно работали над выявлением творческих способностей каждого ребенка, использовали методические новинки, планово работали по внедрению методик педагогов-новаторов Никитиных, Амонашвили и других. Дети с удовольствием занимались в ансамбле «Кэрэ кэскил кыраай Кэбээйи Оҕотобун», выступали перед родителями с концертами, устраивали выставки поделок.

  Ольга Афанасьевна с 1980 г. по 1997 г. - воспитатель Бейдигинского интерната. В эти годы показала себя как высокопрофессиональный, трудолюбивый, исполнительный педагог. Ее занятия всегда были познавательными, воспитывающими. Учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, применяла дифференцированный подход в обучении и воспитании.Была членом и председателем родительского комитета при школе, женсовета с. Ситта Кобяйского и с. Кептени Усть-Алданского улусов, членом совета общественности Легойского наслега, народным заседателем нарсуда Кобяйского улуса, агитатором, комсомольским вожаком с. Чагда.

изображение_2023-04-13_113305969.png

  Родилась 10 мая 1945 г. в с. Ус-Кюель Усть-Алданского района ЯАССР.Трудовая биография началась в 1964 г. Выпускница средней школы была назначена заведующей сельским клубом, затем инструктором районного спорткомитета. В 1971 г. после окончания Магаданского педагогического института по специальности «учитель начальных классов» начала работать в Курбусахской школе-интернате. С 1974 г. педагогическая деятельность Ф.К. Давыдовой тесно связана с Орто-Эбэнской коррекционной школой-интернатом. Работа в специальных учреждениях требует от педагогов большой отдачи, самоотверженности, ответственности, особого отношения к воспитанникам. Преподавала русский язык и литературу, работала логопедом. Мастерски владея методикой обучения и воспитания, оказывала большую помощь в работе педагогического и детского коллективов. Феврония Константиновна, обладая редким даром подбирать ключик к каждому ребенку, умела пробуждать в них лучшие нравственные начала.

  В 1976 г. была назначена заместителем директора по воспитательной работе. В этой должности она проработала двадцать лет. Особой заботой руководителя явилось создание комфортного психологического микроклимата. Под руководством Ф.К. Давыдовой педагоги школы прилагали все усилия к тому, чтобы воспитанники школы получали не только теоретические знания, но и практические навыки для дальнейшей самостоятельной жизни. Феврония Константиновна по-матерински заботилась о каждом воспитаннике, в ее обязанности входили не только организация учебно-воспитательного процесса, но и приобщение их к здоровому образу жизни, организация спортивно-оздоровительной работы. Выпускники школы-интерната не прерывают связи со своими учителями, воспитателями, отдавшими им все тепло своей души.Десятый год она возглавляет клуб любителей бега «Дьулуур», в котором ежегодно занимаются до 40 учащихся 2-9 классов. Ее воспитанники Н. Докторова, В. Тимофеев, М. Слепцова - призеры республиканских соревнований по легкой атлетике. Д. Докторова, Г. Артамонова - чемпионы и призеры улусных, республиканских соревнований по лыжному спорту. Безусловно, в этих победах заслуга уважаемого тренера, призера чемпионатов России среди ветеранов 2000 - 2004 гг. по лыжным гонкам, кандидата в мастера спорта СССР, мастера спорта РС(Я) Февронии Константиновны Давыдовой.

  Почетный гражданин улуса Ф.К. Давыдова награждена знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта РС(Я)», Почетными грамотами Министерства образования РС(Я), Государственного комитета по физической культуре и спорту PC (Я), знаком «За вклад в развитие образования Усть-Алданского улуса».


изображение_2023-04-13_113451536.png

    Родилась 10 января 1925 г. в Ольтехском наслеге Усть-Алданского района ЯАССР. Окончила школу во время Великой Отечественной войны. В юные годы она была отправлена на курсы подготовки учителей начальных классов при Якутском педагогическом институте.А.Н. Колодезникова свою педагогическую деятельность начала в тяжелые годы войны. В 1943 г. восемнадцатилетняя девушка была назначена учителем начальных классов Наяхинской школы Усть-Алданского района. В 1944 - 1951 гг. работала в Тандинской неполной, Мюрюнской, Соттинской начальных школах Усть-Алданского района. В 1951 г. она была назначена учителем начальных классов, а затем библиотекарем Дюпсюнской средней школы.Всю свою жизнь А.Н. Колодезникова как человек большого сердца, широких педагогических и психологических знаний и высокой культуры посвятила воспитанию и обучению детей, плодотворно трудилась на ниве народного образования более сорока лет, была бессменным, добрым наставником и советником молодого поколения. В ней было главное, что отличает настоящего учителя, - любовь к детям. Теплота, сердечность, внимание к детям помогали ей воспитывать их отзывчивыми, правдивыми, жизнелюбивыми и деятельными.Ее ученики стали высококвалифицированными специалистами, заслуженными и почетными работниками России и РС(Я), докторами и кандидатами в разных областях науки, членами Союзов писателей, художников и журналистов, известными скульпторами РС(Я), РФ.

    Анна Николаевна была лектором общества «Знание». Одной из первых в районе стала проводить общешкольные мероприятия - недели по привитию детям любви к литературе, приучала детей много читать, дети учились свободно выражать свои мысли. Она воспитывала у детей читательские и познавательные способности. Анна Николаевна была активным участником и организатором создания кабинетов якутского языка и литературы, русского языка и литературы, которые заняли первые места на районных, республиканских смотрах.С большой ответственностью Анна Николаевна принимала участие в общественной жизни школы, села, района: член комиссии по инвентаризации государственного имущества районной и сельской библиотеки, родительских комитетов, женсовета села.  Анна Николаевна - одна из старейших учительниц республики, за свой многолетний неустанный, безупречный труд награждена Почетной грамотой Якутского рескома профсоюзов работников образования, знаком «Победитель социалистического соревнования», медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», знаком «Династии педагогов РС(Я)».


изображение_2023-04-13_113631642.png

Ольтехском наслеге Усть-Алданского района ЯАССР. В годы Великой Отечественной вой ны учился в Якутском педагогическом училище, затем образование продолжил в Якутском учительском институте, окончил ЯГУ по специальности «учитель русского языка и литературы». С 1945 г. работал учителем и администратором в школах родного улуса. Проработал пять лет учителем математики и воспитателем интерната в Орто-Эбэнской школе. Много сил и энергии отдано молодым учителем воспитанию и обучению детей военного и послевоенного периода. Он был убежден, что глубокие знания по математике и русскому языку необходимы для их дальнейшего развития.С 1950 г. Андрей Иванович работал учителем русского языка и литературы, директором Курбусахской средней школы, завучем Мюрюнской средней школы.

  В последующие десять лет - учитель, завуч Бэйдигинской восьмилетней школы. Среди выпускников школы того времени в республике известны имена М.К. Черемкина, Ф.П. Пестрякова, А.Н. Жиркова.Андрей Иванович отлично владел методикой преподавания. На уроках русского языка и литературы использовал методику дифференцированного обучения, параллельного повторения. Проводил словарную работу, столь необходимую для учащихся национальной школы.Во внеклассной работе особое внимание уделял развитию творческих способностей учащихся. Имея прекрасную дикцию, увлекал детей художественным чтением, занимался с ними в драматическом кружке. Также занимался с юными корреспондентами, руководил краеведческой и военно-патриотической работой. Юные краеведы совершали многодневные походы по наслегам Усть-Алданского и Чурапчинского улусов. Во время похода дети вели путевой дневник, натуралистические наблюдения, в поселках организовывали товарищеские встречи по различным видам спорта, встречи с участниками Великой Отечественной войны. В школе было заложено начало созданию музея истории Ольтехского наслега. Систематически проводилась работа по увековечению памяти воинов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.Летом 1968 г. Андрей Иванович с братьями-студентами преподнесли односельчанам поистине незабываемый подарок - установили памятник солдатам, призванным на фронт из I и II Ольтехского наслегов. На мемориальную доску занесены золотыми буквами имена всех воинов-участников Великой Отечественной войны.А.И. Местников принимал участие в общественной жизни наслега: был пропагандистом, лектором общества «Знание», выступал в художественной самодеятельности, организовывал летний труд и отдых учащихся.

изображение_2023-04-13_113924067.png

Педагогическую деятельность начал в 1975 г. после окончания историко-филологического факультета Якутского государственного университета в Далырской средней школе Верхневилюйского района. В 1977 г. был назначен директором Бэйдигинской средней школы Усть-Алданского района. В период руководства школой провел большую работу по укреплению материально-технической базы, подбору педагогических кадров. Переход на кабинетную систему обучения явился своевременным нововведением в образовательный процесс, способствовавшим повышению качества образования.С 1980 г. по настоящее время работает учителем истории, обществознания и права. Педагог с глубокими теоретическими и практическими знаниями, учитель-новатор всегда ищет эффективные формы обучения и воспитания. Он учит детей понимать и оценивать исторические события, выражать свои мысли, отстаивать точку зрения. На уроках дает каждому возможность высказаться.Целенаправленная внеурочная работа с учащимися способствует их приобщению к научным исследованиям. Воспитанники Роберта Михайловича успешно участвуют в улусных, региональных и республиканских научно-практических конференциях «Шаг в будущее».Как классный руководитель имеет пять выпусков. Из ста тридцати выпускников многие получили высшее, среднее техническое образование, работают в разных отраслях народного хозяйства.Учитель высшей квалификации щедро делится с коллегами секретами мастерства, выступает на курсовых занятиях, семинарах. При его непосредственном участии был проведен 1 улусный конкурс «Учитель года». Делегат I республиканского форума историков Якутии.

Кроме основной работы Р.М.Николаев исполняет обязанности инспектора по правам ребенка. В составе комиссии Управления образования принимает участие в инспекторской проверке образовательных учреждений улуса.Роберт Михайлович двадцать лет избирался председателем профсоюзного комитета школы. Уделял большое внимание улучшению условий труда и быта своих коллег, принимал активное участие в защите социально трудовых, профессиональных прав и интересов членов профсоюза. Человек активной жизненной позиции постоянно находится в гуще дел школы, наслега, улуса.Р.М. Николаев - лектор-международник, один из первых руководителей волонтерского движения в улусе. Обладатель номинации «Экология начинается со двора» Министерства охраны природы РС(Я).  Его педагогическая деятельность и общественная работа отмечены медалью «100 лет профсоюзам России», Почетными грамотами Министерства образования РС(Я), Федерации профсоюзов РС(Я), общества «Знание».

изображение_2023-04-13_114102845.png

Родилась 14 января 1940 г. в Ольтехском наслеге Усть-Алданского района ЯАССР. Педагогическую деятельность начала в 1965 г. в Тандинском детском саду. В 1982 г. назначена старшей пионервожатой Легойской средней школы. Первой задачей Марианны Иннокентьевны было создание отрядов, во главе которых стояли вожатые и командиры из числа самых лучших, активных учащихся. Юные пионеры изучали историю родного наслега. На основе собранных материалов под руководством старшей вожатой создали в школе комнату Славы, состоявшей из 12 экспозиций. В школе организовывались встречи с людьми труда, трудовые десанты, концерты, соревнования, военно-спортивная игра «Зарница», экскурсии, походы по местам боевой и трудовой славы. Для незабываемого полезного отдыха детей были созданы все условия в летних лагерях «Суорун», «Дудана», «Тайга».За организацию ярмарок дружбы дружина им. Зои Космодемьянской трижды была награждена Почетной грамотой комитета Фонда мира ЯАССР. Вырученные от ярмарки средства шли на благотворительные дела. Ребята гордились тем, что оказывали посильную помощь воспитанникам детских домов, приняв участие в организации масштабных дел.В Легойской школе имелся Клуб интернациональной дружбы. Пионеры расширяли кругозор, переписываясь с детьми из разных стран, обменивались подарками и поделками, узнавали много интересного о дальних странах.Не менее увлекательными были занятия юнкоровского поста «Тын1 хатыыта». Под руководством Марианны Иннокентьевны учащиеся вели поиск участников Великой Отечественной войны, павших воинов, их родных и близких. Пионеры часто встречались с ветеранами, собирали письма, воспоминания, фотографии. Много информации было опубликовано на страницах газет «Бэлэм буол», «Муру саһарҕата». Некоторые юнкоры впоследствии стали известными в республике журналистами.Пионервожатая гордилась успехами своих воспитанников, за хорошую учебу и активную общественную работу награждаемых путевками во Всесоюзные лагеря «Артек» и «Океан». Выпускники школы с благодарностью вспоминают своего старшего друга, любимую вожатую, с именем которой связаны самые яркие страницы их детства и отрочества.

  Человек богатой внутренней культуры, активной жизненной позиции, она была членом женсовета, депутатом сельсовета, руководителем агитзоны, активным членом художественной самодеятельности, незаменимым руководителем Совета ветеранов наслега.Ветеран труда, почетный гражданин Легойского наслега награждена знаком ЦК ВЛКСМ, знаком «За вклад в развитие образования в Усть-Алданском улусе»

 

изображение_2023-04-13_114311898.png

   Родилась 11 января 1955 г. в с. Балыктах Мегино-Кангаласского района ЯАССР. В 1979 г. окончила филологический факультет Уссурийского государственного педагогического института и была направлена учителем русского языка и литературы в Дюпсюнскую среднюю школу Усть-Алданского района.Е.Ф. Шадрина - одна из ведущих учителей республики. Четырнадцать ее учащихся пошли по ее стопам. В 1995 г. стала победителем в номинации «Русский язык в национальной школе» на очных республиканских педагогических чтениях. Ее доклад включен в сборник Института повышения квалификации работников образования «Индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания».Во время ее работы заместителем директора Дюпсюнская средняя школа достигла больших успехов в организации учебно-воспитательного процесса, методической работы, повышении квалификации педагогических кадров.Успешный руководитель Е.Ф. Шадрина - автор проекта создания инновационной школы. В школе десятый год работают педагогические классы. За этот период подготовлено 15 победителей и призеров республиканских педагогических олимпиад. В 2005 г. на базе школы проведена республиканская научно-практическая конференция «Педагогические условия организации довузовской подготовки будущих педагогов в условиях сельской школы» с участием представителей 17 улусов. Школа стала опорной школой Управления образования по методической работе, получила грант республиканского конкурса в номинации «Профессиональная карьера». Статьи об опыте работы школы опубликованы в методических изданиях Министерства образования РС(Я).

В 2008 - 2009 учебном году она - заместитель директора по учебно-воспитательной работе Бэйдигинской средней школы. За сравнительно короткое время удалось обновить содержание обучения и воспитания. Переоформлены учебные кабинеты, подготовлено 10 победителей улусных предметных олимпиад. Новый руководитель умело начала внедрение современных технологий обучения, подняла на новый уровень методическую работу.  Стипендиат Международного фонда «Дети Саха-Азия». Отмечена знаком «Учитель учителей РС(Я)», награждена Почетными грамотами Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я), Министерства образования РС(Я). Делегат XI съезда учителей и педагогической общественности РС(Я). Е.Ф. Шадрина заслуженно пользуется авторитетом среди учащихся и родителей. Депутат Дюпсюнского наслежного сельсовета двух созывов, почетный гражданин наслега. Избрана секретарем комитета партии «Единая Россия» Ольтехского наслега.

 

изображение_2023-04-13_114939951.png

  Родилась 5 января 1949 г. в с. Борогонцы Усть-Алданского района ЯАССР. В 1974 г. окончила Намское педагогическое училище, в 1990 г. - Хабаровский государственный педагогический институт. Свою педагогическую деятельность начала учителем изобразительного искусства и черчения в Мюрюнской восьмилетней школе.Из тридцати семи лет педагогического стажа двадцать лет успешно проработала директором Борогонской детской музыкальной школы, Орто-Эбэнской основной школы, Орто-Эбэнской коррекционной школы-интерната.В 1985 г. два воспитанника Борогонской детской музыкальной школы, подготовленные А.С. Шестаковой, стали дипломантами V Международного конкурса детского рисунка. Их работы были выставлены в Московской Академии художеств.Антонида Сергеевна со своими учащимися участвовали в VI-VI1 Все сибирских конкурсах рисунков в г. Югре Кемеровской области. Доклад и выставка работ получили одобрение специалистов и коллег. Восемь работ учащихся вошли в фонд Музея детских рисунков. Рисунки ее воспитанников также были напечатаны в журналах «Юный художник», «Чуораанчык», в книге «Рисуют дети Якутии». Лучшие учащиеся были награждены путевками во Всероссийские детские центры «Артек», «Орленок», «Океан» и в Финляндию.В 2001 г. по итогам Года мастерства учителя она была признана победителем в номинации «Лучший учитель изобразительного искусства Усть-Алданского улуса».Как руководитель А.С. Шестакова вложила свой весомый вклад в развитие учебно-методической, внеклассной, эстетически-творческой деятельности школы. Сводный оркестр наро  дных инструментов, созданный по ее инициативе, в 1990 г. стал лауреатом II степени, в 2002 г. - дипломантом республиканского конкурса оркестров.За годы ее работы в Орто-Эбэнской основной школе были построены хозяйственным способом пристрой к учебному корпусу и спортивный зал. Школе было присвоено имя заслуженного учителя ЯАССР П.П. Пестрякова.

  В 2002 - 2003 учебном году А.С. Шестакова была переведена директором Орто-Эбэнской коррекционной школы-интерната. Школа претерпела реорганизацию и через год продолжила свое функционирование в прежнем качестве. Много энергии и времени вложила директор в восстановление объектов школы-интерната. Для укрепления материальной базы был приобретен автотранспорт.Антонида Сергеевна является автором инновационного проекта программы «Создание модели специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида с элементами семейного типа».Лучшему руководителю среди образовательных учреждений улуса присвоена номинация «Лауреат года».

изображение_2023-04-13_115127775.png

    Родился 22 июля 1949 г. в Ольтехском наслеге Усть-Алданского района. В 1968-1970 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1973 г. окончил Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства. В 1981 г. заочно окончил Якутский государственный университет по специальности учитель географии.В 1973-1976 гг. - учитель машиноведения в Хампинской средней школе Вилюйского района. Работал управляющим II Нерюктяйским отделением совхоза "Дмитровский" в Олекминском районе, директором II Нерюктяйской средней школы. С 1989 г. работает учителем географии в данной школе. А.А.Винокуров постоянно совершенствует свое педагогическое мастерство, творчески использует методику учителей новаторов. Успешно применяет методику В.Ф.Шаталова - работу по опорным сигналам. Систематически практикует на уроках игровые и нестандартные формы обучения. Его уроки отличаются четкостью цели, продуманностью, глубоким содержанием, практической направленностью, разнообразием применяемых методов и приемов обучения, богатством наглядного и дополнительного материала, большим познавательным и воспитательным значением. В результате ученики Анатолия Афанасьевича легко усваивают весь материал. несмотря на разный уровень подготовленности.Он автор программ элективных курсов "Основы геологии", "Геоэкология", по защите которых в 2003 г. занял I место в улусе, и теперь результативно работает с учащимися по этим программам. Его ученики - неоднократные победители улусных олимпиад и поступают на географический факультет ЯГУ.

    Большое внимание педагог уделяет внеклассной работе. Внеклассное дело для него - продолжение урока, не только углубляющее и расширяющее знания, но и формирующее внутренний мир ребенка. На таких занятиях учащиеся всегда увлечены интересным делом, решают познавательные задачи, которые зачастую даются в занимательной форме. Анатолий Афанасьевич привлекает детей оптимизмом, позитивным отношением к жизни.А.А. Винокуров - руководитель улусного методического объединения учителей географии, является общественным инспектором методкабинета УУО. Он активный участник улусных, республиканских педчтений. выступаете докладами на методических объединениях, курсах ИПКРО. дает открытые уроки своим коллегам и учителям улуса, для которых эти занятия становятся настоящей школой педагогического мастерства.А.А.Винокуров - человек активной жизненной позиции. Был председателем профкома школы, проводил огромную работу среди коллектива, отстаивать интересы каждого работника школы. является членом Президиума улусного комитета профсоюзных работников образования. За успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения награжден медалью "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина", Почетными грамотами УУНО. Министерства образования РС(Я).

изображение_2023-04-13_115247306.png

    Родился 21 января 1934 г. в Усть-Алданском районе. Окончил Мюрюнскую среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет ЯГУ. В 1957 г. был направлен в Казачинскую среднюю школу Усть-Янского района.В 1959-1960 гг. Н.М. Колодезников работай учителем Орто-Эбэн-ской неполной средней школы. В 1960 г. был переведен учителем истории в Бэйдигинскую неполную среднюю школу. В 1967 г. работал завучем, в 1968 г. - директором Бэйдигинской восьмилетней школы. Все свое внимание он уделял укреплению учебно-материальной базы шкалы, добился приобретения грузовой машины; в школе была оборудована мастерская. С 1969 г.-учитель в той же школе. В течение шестнадцати лет избирался председателем профкома школы.Н.М.Колодезников свободно владел методикой преподавания своего предмета, в последние одиннадцать лет работы преподавал еще и географию. С самых первых уроков опытный педагог вводил своих учеников в мир добра, правды, справедливости. учил думать о таких категориях, как долг, честь, любовь к Родине, родному краю, человеку труда. Его уроки отличались хорошей теоретической и методической подготовкой, целенаправленностью, доступностью. Он учил детей работать с первоисточниками, развивал их логическое мышление.При организации учебного процесса Н.М.Колодезников использовал наиболее действенные средства, методы и приемы преподавания. Во время каникул возил своих учеников в музеи г. Якутска и ходил с ними в туристические походы в Мегино-Кангаласский и Чурапчинский районы по местам боевой, революционной и трудовой славы. Педагог учил детей любить и беречь родную природу. Н.М.Кододезников находил время и для обучения детей искусству шахматной игры. Имея второй разряд по шахматам, сам он неоднократно занимал призовые места на районных соревнованиях. Воспитанники Николая Михайловича с благодарностью вспоминают своего строгого, но справедливого наставника.Наиболее важным видом внеурочной деятельности школы является общественно полезный труд в период летних каникул и в начале учебного года. Яркой страницей в истории школы было создание ЛТО по сбору ягеля, кочек и ветвей для дополнительного корма, организация сенокосных бригад. Одним из руководителей этой деятельности был и Н.М.Колодезников.

  Более тридцати лет Николай Михайлович работал пропагандистом и лектором общества "Знание", за долголетнюю работу был награжден Почетной грамотой. В 60-80-е годы с лекциями и докладами часто выезжал в отдаленные участки наслега.Н.М.Колодезников неоднократно избирался депутатом сельсовета. Работал председателем комиссий по переписи населения в течение 20 лет, за что был удостоен благодарности с занесением в трудовую книжку. За охрану памятных мест педагог награжден Почетной грамотой республиканского комитета по охране памятников.

изображение_2023-04-13_115411322.png

   Родилась 24 сентября 1928 г. в I Баягантайском наслеге Усть-Алданского района. В 1952 г. окончила Мюрюнскую среднюю школу, в 1956 г. - естественный факультет Якутского педагогического института по специальности учитель химии и биологии.В 1956-1960 гг. А.Я.Колодезникова работала учителем биологии Орто-Эбэнской семилетней школы. Первой в районе она организовала школьный “живой уголок”. Школьники с удовольствием кормили и ухаживали за кроликами, баранами, утками, гусями и попугаями. Изучали особенности их жизни. В дальнейшем этот “живой уголок” стал основой для создания птицефермы колхоза "Победа". Под руководством своего учителя учащиеся школы шефствовали над птицефермой и успешно решали важные вопросы птицеводства своего родного колхоза, что серьезно помогало в выполнении государственного плана производства.  С 1960 г. до выхода на пенсию А.Я.Колодезникова работала учителем химии и биологии Бэйдигинской средней школы. Уроки ее отличались живостью, насыщенностью, практической направленностью, умелым применением краеведческих материалов, дифференцированным подходом к учащимся. Анна Яковлевна создала хорошо оснащенный учебный кабинет биологии и химии, на базе которого стало возможным проводить все практические и лабораторные работы, предусмотренные программой естественного цикла.Ежегодно руководила кружком юных натуралистов, где учащиеся занимались не только выращиванием комнатных растений, но и каждую весну и осень проводили посадку деревьев во дворе школы и возле зданий учреждений поселка. Эта традиция, начатая Анной Яковлевной, продолжается по сей день. На республиканском смотре-конкурсе "Озеленение-2003" с. Бэйдингэ получило Грант Президента РС(Я).Педагог ежегодно организовывала работу пришкольно-опытного участка. По итогам летней работы школьники участвовали в районных и республиканских смотрах и занимали призовые места. В 1960 г. со своими 4 юннатами Анна Яковлевна приняла участие во Всероссийском слете натуралистов в г. Ленинграде.Анна Яковлевна-тонкий психолог, мудрый педагог, хорошо знала особенности каждого своего ученика и придавала особое значение развитию природных способностей и талантов учащихся. Классные коллективы, руководимые ею, всегда выделялись своей организованностью, сплоченностью и находились в числе лучших по показателям учебы и общественной работы. Ее ученики успешно участвовали в улусных олимпиадах по биологии и химии. Многие выпускники выбрали профессии, тесно связанные с любимыми еще со школы предметами.А.Я.Колодезникова активно участвовала в общественной жизни педагогического коллектива, поселка, наслега. Она лектор общества "Знание", активная участница художественной самодеятельности, член женского клуба "Далбар Хотун", пишет стихи.


изображение_2023-04-13_115546233.png

Родился 1 июня 1934 г. во II Бэрт-Усовском наслеге Усть-Алданского улуса. В 1961 г. окончил Якутский государственный университет по специальности учитель физики и электротехники. Начал свою педагогическую деятельность в 1961 г. учителем математики и физики Саскылахской восьмилетней школы Анабарского улуса. В 1963-1977 гг. - учитель физики и математики, затем завуч и директор в школах Кобяйского улуса. В эти годы Петр Степанович много работал над совершенствованием научно-методического уровня под руководством известного педагога К.С.Чиряева и написал свои первые методические доклады, которые 8 раз удостоены Почетных грамот ЯРИУУ. Своим учителем считает народного учителя СССР М.А.Алексеева, под влиянием которого у молодого педагога сложились принципы гуманистического образования: учет особенностей и закономерностей природного развития, задатков и возможностей детей в процессе обучения, ориентация на самоопределение, самовоспитание и профильная дифференциация.

С 1980 г. - директор Бэйдигинской средней школы, завуч, учитель физики, внештатный научно-методический руководитель профильного обучения в сетевом взаимодействии "Кэс-кил". В годы работы директором и завучем много трудился над укреплением материально-технической базы и созданием хорошо оснащенных учебных кабинетов, ввел кабинетную систему обучения. За плодотворную работу и умелую организацию учебно-воспитательного процесса в 1993 г. удостоен звания "Директор года" в номинации им. И.С.Колодезникова. в 1996 г. - "Завуч года" в номинации им. Д.И.Васильева-Очинского. В 1996 г. опубликован методический труд "Из опыта изготовления самодельных раздаточных материалов и их применения на уроках физики как средства решения проблем уровне-вой и профильной дифференциации", в котором обобщен многолетний опыт педагога высшей квалификации. В настоящее время усиленно занимается вопросами профильного обучения в сетевом взаимодействии "Кэскил" школ трех улусов: Мегино-Кангаласского, Чурапчинского и Усть-Алданского. Им изготовлены технологические карты по модульному обучению и как учебные элементы различные дидактические материалы. Педагог дает мастер-классы по модульному обучению на региональных семинарах заречных улусов, проводит "Часы погружения" по модульному обучению.

  П.С.Охлопков умело сочетает педагогическую деятельность с общественной работой: был депутатом Соттинского, Летейского, Ольтехского сельсоветов нескольких созывов, председателем исполкома Соттинского и Летейского сельсоветов 4 созыва, лектором общества "Знание", секретарем первичной партийной организации. Награжден Почетными грамотами Министерств просвещения СССР и РСФСР, занесен на Доску почета РК КПСС и Доску почета Дома политпросвещения Якутского ОК КПСС.

изображение_2023-04-13_115735298.png

Родилась 28 ноября 1933 г. в Ольтехском наслеге Усть-Алданского района ЯАССР. В 1954 г. поступила в Якутское культурно-просветительское училище, по окончании которого работала заведующей сельским клубом в с. Сырдах, инспектором отдела культуры Усть-Алданского района. Одновременно заочно училась на отделении русского языка и литературы историко-филологического факультета Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова.В 1968 г. К.Я.Сыроватская начала педагогическую деятельность в Соттинской средней школе Усть-Алданского района. Ксения Яковлевна показала себя инициативным, влюбленным в свое дело педагогом. Творчески подходила к преподаванию предмета, увлекая учащихся в удивительный мир великого русского языка. В 1970-1990 гг. К.Я.Сыроватская работала в Мюрюнской восьмилетней школе Усть-Алданского района. Здесь по-настоящему раскрылся ее педагогический талант. Уроки учителя отличались четкой организацией, разнообразием методических приемов, широким использованием наглядных пособий, дидактических материалов. периодической печати, технических средств обучения.Много внимания К.Я.Сыроватская уделяла патриотическому воспитанию, гражданскому становлению учащихся. Под ее руководством школьники вели поисково-краеведческую работу. Многие годы в школе успешно работал кукольный кружок, о котором бывшие кружковцы до сих пор вспоминают с большой теплотой. Ксения Яковлевна увлекала ребят оптимизмом, жизненной энергией, энтузиазмом. Ее ученики неоднократно занимали призовые места на районных олимпиадах по русскому языку, становились дипломантами районных краеведческих конференций. Многие выпускники Ксении Яковлевны выбрали профессию педагога и успешно работают в разных уголках республики.

Ксения Яковлевна - талантливый организатор. Многие годы была во главе первичной партийной организации, руководила родительским лекторием школы, была одним из лучших лекторов общества “Знание”, руководила микрорайоном “Маяк”, который не раз становился победителем конкурсов и соревнований в наслеге. В 1988 г. Ксения Яковлевна была избрана делегатом республиканской конференции работников образования. Опыт работы учителя обобщен и распространен в районе и республике в форме открытых уроков, авторских семинаров для учителей русского языка и литературы, внеклассных мероприятий, выступлений на улусных, республиканских педчтениях.К.Я.Сыроватская - человек активной жизненной позиции: участник художественной самодеятельности, член Клуба ветеранов наслега, наставник молодых учителей.  Творческий, добросовестный труд педагога отмечен Почетными грамотами ЯРИУУ, Министерства просвещения ЯАССР, многими грамотами РК КПСС, райисполкома, отдела народного образования Усть-Алданского района.

изображение_2023-04-13_115903120.png

    Родилась в 1939 г. в с. Курбусах Усть-Алданского улуса, в семье колхозника . В 1960 г. окончила Сырдахскую среднюю школу и по направлению РК комсомола 2 года проработала в колхозе . В 1964 г., окончив Якутское педагогическое училище, Матрена Константиновна педагогическую деятельность начала в с. Догдо-Чыбагалах Момского улуса заведующей начальной школой. Как руководитель малокомплектной школы, она большое внимание уделяла обучению учащихся на основе местного краеведческого материала. За эти годы, снискав доверие местной молодежи, была избрана секретарем ПКО. В 1969 г. переехала в родной улус, работата учителем начальных классов. С 1987 г. назначена заведующим интернатом Бейдигинской СОШ, где проживают дети из отдаленных сел и разных социальных слоев населения. Матрена Константиновна поставила перед коллективом интерната задачу перестройки системы качественного обучения и воспитания, организуя преемственность образовательного и воспитательного процесса с педколлективом школы. Ею внедряются и осваиваются новые формы коллективного труда и самоуправления разновозрастного детского коллектива.Матрена Константиновна - опытный наставник, творчески работающий педагог. Она обладатель сертификата "Учитель -лидер" (2001г.), победитель конкурса воспитателей интернатов Усть-Алданского улуса (2001 г.).

Эти успехи свидетельствуют о том, что Матрена Константиновна творческий работник, знающий и высококвалифицированный воспитатель-педагог. Она считает, что для воспитания нравственно и физически здорового ребенка, нужно привить ему уважение и любовь к труду. Частыми гостями воспитанников интерната являются люди, пользующиеся уважением за высокие трудовые достижения. Матрена Константиновна ведет многоплановую работу, учитывая и развивая индивидуальные особенности детей, и фиксирует свои наблюдения, в результате которых выделяет группы активных и пассивных детей. Для каждой группы воспитатель намечает определенные задачи, проводит разнообразные виды воспитательной работы. Опыт её воспитательной работы за последние 3 года распространен на улусных семинарах воспитателей по темам "Планирование воспитательной работы интерната" (2000 г.), "Организация самоуправления в разновозрастном детском коллективе" (2001 г.), " Воспитание личности по программе "Кэскил төрдө - чөл олох" (2002 г.).М.К.Винокурова привлекает спонсоров и обогащает материально-техническую базу интерната.

  Матрена Константиновна любящая и любимая жена, мать и бабушка. Помимо своей работы активно участвует в общественной жизни села: организует и проводит различные торжества, участвует в спортивных соревнованиях среди ветеранов наслега, искусно шьет из меха.

изображение_2023-04-13_120042922.png

Родился 5 июня 1912 г. в бедной крестьянской семье в Бахсытском наслеге бывшего Борогонского улуса. Окончив семилетнюю школу в г Якутске, в 1931 г. поступает в педагогический техникум, но в связи со смертью матери оставляет учебу.В 1933-1939 гг. работает учителем, затем заведующим начальными классами в Хоринском, Батагайском, Тюляхском наслегах Усть-Алданского района. В 1939 г. поступает в Якутский педагогический институт. После его окончания его назначен заведующим учебной частью в Кобяйскую школу-семилетку. С 1944 г. - учитель русского языка и литературы, директор Орто-Эбэнской неполной средней школы Усть-Алданского улуса.За время работы директором Петр Петрович показал себя умелым хозяйственником и истинным педагогом. Был внимателен к каждому работнику школы. Это видно по тому, как он способствовал созданию условий труда и жилья для педагогов.В школе получило дальнейшее развитие политехническое образование, велось строительство здания комбинированной мастерской. Учащиеся занимали призовые места в районе на предметных олимпиадах, смотрах художественной самодеятельности, спортивных состязаниях.

  После реорганизации школы в начальную в результате централизации поселков на базе Орто-Эбенской школы- семилетки создана вспомогательная школа-интернат для умственно отсталых детей, за что население п. Арылах Усть-Алданского улуса глубоко благодарно ему. До последних дней своей жизни Петр Петрович работал учителем этой школы-интерната.Награжден медалями “За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина”, 5 Почетными грамотами Министерства просвещения РСФСР. Депутат Сельских Советов V, VI-го созывов (1955. 1957 гг.).

 


изображение_2023-04-13_120230816.png

     Родился 10 июля 1931 г. в с. Сырдах Бэрт-Усовского наслега Усть-Алданского района. Окончив Мюрюнскую среднюю шко¬лу, поступил в Якутский педагогический институт. После окончания института в 1956 г. П.Т.Колодезников был направлен учителем якутского языка и литературы в Бердигестяхскую сред-нюю школу Горного района, преподавал и географию.П.Т.Колодезников прививал детям любовь к родному языку, литературе и к родному краю. Организовал кружок якутского языка и литературы, краеведческий кружок. Человек широкой души, тактичный педагог, учитель-энтузиаст любил спорт, занимался вольной борьбой и гимнастикой и эту любовь всячески прививал детям через кружковую работу. Учитель получил большое количество благодарственных писем от своих учеников, они выра-жали ему свою благодарность и через республиканские газеты.Организовав туристический кружок. П.Т.Колодезников во¬дил учащихся в увлекательные походы, проводил встречи со ста¬рожилами. Вместе они собирали старинные вещи, участвовали в районных, республиканских и Всесоюзных туристических мероп-риятиях. Участвуя во Всесоюзных соревнованиях, его воспитанники встречались с детьми разных стран. Незабываемыми стали встреча и фотографирование в Закарпатье с трижды Героем Советского Союза С.Г.Ковпаком. Эта фотография была опубликована на первой странице "Пионерской правды". Дети с благодарностью и гордостью вспоминали эти встречи и соревнования.  В течение ряда лет П.Т.Колодезников работал директором Бэйдигинской средней, завучем Сырдахской и Соттинской школ. Посещая уроки учителей, оказывал им посильную методическую помощь. Работая завучем по воспитательной работе, изучил и внедрил в жизнь школы опыт Балыктахской средней школы Мегино-Кангаласского района. Проводил семинары, соревнова¬ния между учителями и учащимися обеих школ. Такие встречи имели огромное воспитательное значение, способствовали укреплению дружеских отношений учителей и учеников. В то время Усть-Алданский райком партии организовал районные семинары при Сырдахской школе. Эта работа настолько пришлась по душе учителям, что, войдя в традицию, ведется по сей день под названием "Туэлбэнэн улэ". В этом заслуга и П.Т.Колодезникова.

Педагог не раз избирался депутатом наслежных Советов. В течение двух созывов он избирался и работал председателем Ольтехского наслежного Совета. За эти годы наслег неоднократно завоевывал переходящее Красное знамя района. Был инициатором организации музея Олтехского наслега. Принимал активное участие в художественной самодеятельности. Выступал в театрализованных представлениях, пел и прекрасно играл на баяне.Ученики Петра Тимофеевича трудятся сегодня в системе образования и разных отраслях народного хозяйства.За успешную работу П.Т.Колодезников награжден Почетными грамотами Министерств просвещения РСФСР и ЯАССР.

изображение_2023-04-13_120357637.png

      Родилась 3 июля 1934 г. в с. Намцы Намского района. Окончив Кобяйскую среднюю школу, З.Д.Колодезникова поступила в Якутское педагогическое училище. Она обучалась у известных в республике учителей: Н.А.Аллахского, К.Д.Потапова, М.П. Романова, Т.Д.Синявиной, К.И.Слепцовой. После окончания училища в 1956 г. была назначена учителем русского языка Орто-Суртской, а затем Мытахской школ Горного района. По решению районной конференции ВЛКСМ была избрана членом бюро и заведующей школьным отделом комсомола. В Бердигестяхской средней школе в течение ряда лет работала учителем русского языка в начальных классах.

  С 1964 г. до выхода на заслуженный отдых Зинаида Дмитриевна работала в Усть-Алданском районе. Начала работу, сочетая должности старшей пионервожатой и учителя пения в Бэйдигинской школе. Она успешно прошла все преобразования начальной школы, активно внедряя передовой опыт Липецкой школы, опыт работы В.А.Сухомлинского. Так же применяла методы развивающего обучения, умело пользовалась техническими средствами обучения. При этом индивидуальный подход к ребенку и формы игровой деятельности составляли стержень искусства учителя.Уроки З.Д.Колодезниковой отличались многоэтапностью, высоким темпом, разнообразием методов. Она могла создать такие условия, в которых дети проявляли живой, естественный интерес к знаниям. Под руководством Зинаиды Дмитриевны был создан кабинет начальных классов и ручного труда. Принимала активное участие в районных и республиканских педагогических чтениях. Награждена грамотой Я РИУУ задок- лад на тему "Обучение грамоте в 1 классе".Отличительной чертой работы Зинаиды Дмитриевны является то, что она беспрестанно работала над повышением качества знаний учащихся. Успешность работы показывали итоги контрольных работ районного и республиканского уровней и обследований, проводимых Управлением образованием. Она всегда была требовательна к себе, к коллегам и ученикам. В течение многих лет, с 1970 г. до конца работы в школе, руководила методическим кустовым объединением учителей начальных классов Сырдахской, Бэйдигинской, Курбусахской, Арылахской школ. Оказывала методическую помощь молодым учителям, проводила открытые показательные уроки, семинары, олимпиады среди учащихся по предметам, конкурсы.Будучи общественным инспектором, ездила в школы, давая полезные практические советы, знакомила учителей с требованиями программ и новыми методами работы передовых школ.  Зинаида Дмитриевна никогда не стояла в стороне от общественных дел. Долгие годы была членом женсовета, общества "Знание". Она - активная участница художественной самодеятельности. В настоящее время поет в хоре ветеранов тыла и труда, участвует в работе клубов "Дьуегэлиилэр" и "Камелек".


изображение_2023-04-13_120525428.png

    Родилась 6 мая 1934 г. в с. Бетюнг Вилюйского района ЯАССР. В 1959 г. окончила Якутский государственный университет по специальности «учитель русского языка и литературы». Трудовую деятельность начала в Орто-Эбэнской школе Усть-Алданского района, затем работала в Бэйдигинской средней школе. Матрена Егоровна возглавляла методическое объединение учителей- словесников, была общественным инспектором районо, заместителем директора по воспитательной работе.Как учитель русского языка и литературы применяла дифференцированный подход в обучении. Ставила перед учащимися проблемные вопросы, развивала их логическое мышление. Основное внимание уделяла развитию словарного запаса учащихся, привитию навыков грамотного письма, вводила детей в мир русской и классической литературы. Ее воспитанники отличались знанием предмета, защищали честь школы на гуманитарных олимпиадах, продолжали обучение в вузах. Около двухсот выпускников выбрали профессию учителя, из них двадцать семь преподают русский язык и литературу. Работая классным руководителем, М.Е. Колодезникова развивала в воспитанниках чувство прекрасного. Концерты ее класса поражали зрителей новизной, массовостью, хорошей подготовкой.

  В 1982 - 1985 гг. была председателем Ольтехского наслега. В период ее работы наслег три года подряд занимал первые места по итогам социалистического соревнования, дважды завоевывал переходящее Красное знамя.В последние десять лет заведовала музеем истории наслега. На базе музея проводятся уроки, беседы. М.Е. Колодезникова оказывает значительную поддержку в издании различных книг. Неоценим ее вклад в издание книги «Память». На основе материалов музея была издана книга «0лтех сирэ» под редакцией ученика Матрены Егоровны, депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) А.Н. Жиркова.Опытный педагог с удовольствием помогает участникам конференции «Шаг в будущее» в подготовке выступлений. К ней часто обращаются и студенты-дипломники, интересующиеся историей родного наслега.Кроме основной работы Матрена Егоровна участвовала в общественной жизни. Член бюро парткомитета, агитатор, лектор общества «Знание», член Комитета народного контроля, в течение ряда лет выполняла обязанности секретаря и председателя избирательной комиссии.За 45-летнюю педагогическую деятельность и общественную работу М.Е. Колодезникова награждена Почетными грамотами Министерства образования РС(Я), Департамента по делам печати и телерадиовещанию РС(Я), Центральной избирательной комиссии.Почетный гражданин Ольтехского наслега.

изображение_2023-04-13_120644064.png

     Родилась 25 октября 1944 г. в Ольтехском наслеге Усть- Алданского района ЯАССР. В 1968 г. окончила Якутский государственный университет по специальности «учитель русского языка и литературы». Педагогическую деятельность начала в одной из старейших школ республики - Дюпсюнской средней школе Усть-Алданского района.Александра Ивановна много лет посвятила обучению русскому языку и литературе детей в классах математического профиля. Настоящий педагог, влюбленный в свой предмет, имеет особый профессиональный почерк. На уроках литературы использует методику проблемного обучения, ею созданы система опорных схем и таблиц по изучению произведений русской классической литературы, тестовый материал для проверки восприятия художественного текста.  В 70 - 80-х годах Мюрюнская средняя школа № 1 являлась опорной школой Якутского республиканского института усовершенствования учителей и историко- филологического факультета университета. В школе систематически проводились улусные и выездные республиканские семинары под руководством методистов А.Е. Герасимовой, Т.П. Самсоновой, С.П. Васильевой. А.И Местникова выступала на семинарах с открытыми уроками, руководила педагогической практикой студентов отделения русского языка и литературы.Одной из интересных сторон деятельности опытного педагога является организация внеклассной работы. Вечера русской поэзии, проводимые по сценарию талантливого учителя, особо запоминались учащимся своей необычностью, новизной. Неординарный учитель всегда шла в ногу со временем, овладевая новыми технологиями. В результате совместной работы в 2001 г. ее воспитанник Н. Новоприезжий стал обладателем Гран-при республиканского конкурса детских телестудий за видеофильм «Детское, отроческое - от души». В 2002 г. интегрированный урок с учителем якутского языка и.литературы Л.К. Дегтяревой занял II место на улусном конкурсе видеоуроков, посвященном 90-летию со дня рождения писателя В.А. Протодьяконова-Кулантая. Александра Ивановна одной из первых среди учителей-русоведов в республике удостоилась чести быть отмеченной специальным знаком Министерства образования РС(Я) «Ревнителю просвещения».Ее ученики - неоднократные победители и призеры улусных, региональных олимпиад и конкурсов. 35 выпускников окончили школу с золотой и серебряной медалью. По примеру любимого учителя многие выбрали профессии гуманитарного профиля: учителя-русоведы, специалисты библиотечного дела, юристы и т.д.А.И. Местникова пользуется заслуженным авторитетом среди коллег и населения улуса.


изображение_2023-04-13_120756920.png

    Родился 30 декабря 1937 г. в с. Едей Нюрбинского района ЯАССР. В 1960 г. окончил Вилюйское педагогическое училище им. Н.Г. Чернышевского. В 1971 г. в Иркутском государственном педагогическом институте получил специальность дефектолога-логопеда. Педагогическую деятельность начал заведующим Ойусардахской начальной школой Среднеколымского района. В 1963 - 1967 гг. работал учителем Едейской и Чкаловской начальных школ Нюрбинского района.В 1971 г. был назначен директором Орто-Эбэнской вспомогательной школы-интерната № 6 Усть-Алданского района и проработал здесь в течение двадцати одного года. В школе в год обучалось до 85 воспитанников из 17 улусов республики.Руководитель направлял все свои усилия на создание благоприятных условий для проживания и обучения воспитанников. Уделял большое внимание повышению квалификации педагогов. В эти годы в целях формирования трудовых навыков у детей работали предметные кружки, было создано подсобное хозяйство. Внес большой вклад в укрепление материально-технической базы школы, установил взаимовыгодные контакты с совхозами «Лена», «Сардана» и другими вспомогательными школами.В оборудованных мастерских ребята обучались пошиву обуви, деревообработке и швейному делу. Их работы занимали призовые места на улусных, республиканских конкурсах ИЗО, выставках прикладного творчества. В 1972 г. работы педагогов и учащихся школы участвовали в Выставке достижений народного хозяйства в г. Москве.

  В годы работы Гаврила Ивановича были построены здания учебного корпуса, двух общежитий для учителей, баня-прачечная, реконструирована отопительная система объектов. Значительно обновился и автопарк: были приобретены тракторы, автобус, водовоз, микроавтобусы. В 1992 г. Г.И. Тимофеев принял участие в разработке образовательных программ для якутских вспомогательных школ по нескольким предметам. Опыт его работы распространен на республиканских курсах, семинарах директоров вспомогательных школ, улусных семинарах по воспитательной работе.Работал логопедом. Являлся членом улусной психолого-медико-педагогической комиссии. Коллеги, ученики с теплотой вспоминают мудрого руководителя.Гаврил Иванович всегда сочетал педагогическую деятельность с общественной работой. Избирался депутатом сельского Совета, членом улусной избирательной комиссии. Ветеран спорта.Награжден Почетными грамотами Министерства просвещения ЯАССР и администрации улуса «За вклад в развитие образования Усть-Алданского улуса».Почетный гражданин Ольтехского наслега.